Что останется от сказки потом,

Что останется от сказки потом,
После того, как ее рассказали?
В.Высоцкий.
История многолетней давности. Восстановлена летом 2014 г.

Пианино, пальма и еще раз 14 чемпионов мира

(Отрывок из романа «Пять минут», Глава -3. Минута третья)

Дедушка внимательно посмотрел на свою ладонь с двумя загнутыми пальцами и убедился, что часы его работают исправно - до победы по просрочке времени оставалось ровно три минуты.

Растопырив веером оставшиеся незагнутыми три пальца, наподобие короны примадонны, довольный старичок побрел к шахматному столику, намурлыкивая под нос популярную мелодию:

Три минуты, три минуты,

Это много или мало?

Проходя мимо раскрытого пианино, шахматист ткнул растопыренными пальцами в черно-белые клавиши. Инструмент в ответ жалобно застонал: "Ой, блин, больна – а – а!"

- Да, тремя пальцами симфонию не сбацаешь, - стал оправдываться шахматист.

- Браво, брависсимо! Бис! – в экстазе по театральному заныла на кухне бабушка. – Просимо "Мурку"! **

Воодушевленный такой реакцией зала, шахматист начал елозить по черно-белым клавишам пианино столь же бездарно-бездумно как и по черно-белым клеткам шахматной доски. Аккорды заполнили всю комнату, им стало тесно в замкнутом пространстве и они принялись ломиться в окна и стены, в потолок.

В ответ соседи с верхнего этажа стали стучать по трубам, что обычно делают, когда хотят сказать нечто вроде "Умолкни ты, наконец!"

- Труба солирует! – отметил музыкант.

Соседи справа стали барабанить в стену, дай, мол, покоя.

- Барабан здесь очень кстати! – подумал дед и еще сильнее напряг инструмент.

От ужаса завыла кошка и вскоре ее поддержали соседские собаки с первого, шестого и девятого этажей.

Свежий ветерок распахнул окно и дедушкина музыка сначала тоненькой струйкой, ручейком, а затем уже могучей полноводной рекой устремилась в широкие просторы древнего града. Она полилась по улицам и проспектам, заполнила набережные, стадионы и площади города. Мелодию украсили звуки заводских и пароходных труб, клаксоны автомобилей и сирены пожарных машин и карет скорой помощи.

Даже природа не осталась равнодушной – откуда ни возьмись налетели тучи и загремели раскаты грома: ба-а-бах !!

Солнышко, краешком глазика выглянув из-за тучки, своими лучами, словно пальчиками по струнам, пробежалось по сосулькам, те закапали валдайскими колокольчиками: дзинь-дзинь-дзинь.

Река зашуршала волнами, одна из них запрыгнула на набережную и растеклась по ней: ш-ш-ш-ш.

Ветер благодарно захлопал форточками, как в ладошки, аплодируя.

Эти аплодисменты перебил детский сад – вышел на прогулку: га-га-га, вороны стали передразнивать воробьев: чик-чирик да чирик.

В спортклубе шахматные часы зазвонили будильниками, дзюдоисты горохом посыпались на маты: хрясть-хруст-хлоп-ой, блин…

Дедушка еще раз нажал на белую клетку пианино, случайно не на ту. Бабушка сразу почувствовала фальшь: "…дирижер на репетиции симфонического произведения прервала игру и с досадой произнесла: "За седьмым пультом – бекар. Не слышите вы что ли, Бекар!" Оказывается, в ключе стоял бемоль, но в одном такте требовалось чистое "ля", а скрипач не заметил бекара (отказ) и взял "ля бемоль". Сквозь ансамбль всех струнных инструментов дирижер (между прочим, без партитуры) услышала за седьмым пультом первых скрипок разницу в полтона!" ***

Услышала фальшь и кошка. Нервно вспрыгнув на пианино и поскользнувшись на его девственной полированной поверхности, она захлопнула крышку…Дедушка взглянул на свою часы-ладонь: трех оттопыренных пальцев на месте не было.

- Ура! Победа! – вскричал от боли шахматист.

Прибежавшая на радостные стоны и вопли бабушка, сделала примочку, поцеловала отшибленные пальцы-стрелки и часы пошли вновь как новые, четко показывая, что осталось три минуты!

Затем восторженная слушательница вручила исполнителю цветок, даже скорее не цветок, а с трудом выращенную в суровом климате десятилетнюю пальму в треснутом горшке– красу и гордость всей семьи.

Радостный музыкант в восторге переломил цветок у самого корня и, помахав им по сторонам, словно отгоняя мух или приветствуя переполненный зал, поставил его в треснутый стакан:

- Благодарю, благодарю! Я всех вас люблю! I love you –у-у-у!

Марк Тайманов оставляет автограф в дедушкином «Учебнике…»

- Даже увлекшись, не бей руками по клавишам, рояль – твой друг! ***- кажущеся строго произнес выдающийся пианист и шахматист Марк Тайманов, взирая на все происходящее из своей портретной рамки, как из ложи, и тихо добавил: - Случайно можно сыграть плохо, а случайно хорошо – никогда! ***

Потом он улыбнулся своей мягкой интеллигентной улыбкой и почти что потребовал: - Судьба артиста зависит от счастливого случая, но к нему нужно быть готовым всегда! ***

Бабушка, как уже известно, в отличие от пианиста, в музыке разбиралась. Она даже знала семь нот. Запомнить их было нетрудно, так как внучек-дзюдоист придумал несложную скороговорку: "Дзю-до, дзю-после, дзю-ре, дзю-ми, дзю-фа, дзю-соль, дзю-ля, дзю-си". Правда, нот получалось восемь, но кто там будет считать.

Горестно склонившись над треснутым горшком, как над могилкой, где припорошенные землицей мирно покоились корешки свежесорванной пальмы, бабушка предалась таймановским размышлениям: "Быть может, шахматы в прошлом были игрой, но современные шахматы в своем развитии все в большей мере приобретают черты подлинного искусства. Если искать аналогии среди искусств, то шахматы более всего сходны с музыкой." ***

…"Певцы" Тургенева, вагнеровские "Нюрнбергские майстерзингеры", многочисленные конкурсы пианистов, певцов, скрипачей – все это соревнования, но музыка от этого не становится спортом.

…Законы, определяющие связь амплитуды и частоты колебаний с силой звука и высотой тона, тембры, обертоны…Да что там! Даже материал струн, взаимодействие смычка, струны и дерева скрипки, законы резонанса - чем это не наука? Но музыка не перестает быть искусством." ***

В поисках поддержки в правильности своих выводов, бабушка взглянула на кошку, - бестолочь, на деда – то же самое (кроме похоронного марша "Бум-бум, бу-бу-бу, бу-бу, бум-бу-бум" ничего толком исполнить не может), прошлась взглядом по портретам, столкнулась с Таймановым , - привет! – ой, его знаменитое интервью!

"Марк Евгеньевич! Вы – шахматист и пианист, и конечно, не раз задумывались о взаимосвязи этих, казалось бы, полярных жанров искусства. А могли бы Вы через музыкальные ассоциации сравнить творческие образы великих шахматистов с великими композиторами?"

Потом был экспромт - блестящие ответы, бабушка мгновенно воспроизвела их в памяти.

"Итак, если начать издалека, то первый чемпион мира Вильгельм Стейниц – великий мыслитель, стратег, родоначальник различных направлений в исторической эволюции шахмат сразу же вызывает в памяти образ гениального Иоганна Себастьяна Баха с его глубиной, возвышенным интеллектуализмом, монументальностью и широтой этических и философских взглядов.

Другой классик – Эмануил Ласкер, развивший многие из научных постулатов своего предшественника, - мыслитель и творец, уделявший внимание психологическим аспектам борьбы, воскрешает в памяти масштабные, насыщенные эпическим содержанием и яркие по звучанию опусы Людвига ван Бетховена.

О несравненном Хозе Рауле Капабланке, словно излучавшем и в жизни, и в партиях светлое мировосприятие, игравшем интуитивно, непосредственно и филигранно, можно говорить еще более определенно. Это, бесспорно, Вольфганг Амадеус Моцарт.

Проведенные параллели символизируют классические тенденции и в музыке, и в шахматах.

Следующий чемпион мира Александр Алехин уже из другого художественного направления. Он – романтик. И романтик русский. Его партии – это стихия темпераментной фантазии, ярких образов, эмоционально насыщенных сюжетов. Таким вошел в историю и его соотечественник Сергей Рахманинов, чья музыка исполнена романтического содержания, широкой русской напевности.

Не смог я тогда подобрать музыкальное сравнение пятому чемпиону мира. Быть может потому, что Макс Эйве был профессиональным ученым, математиком, личностью рациональной - интеллектуальных свойств и художественно-эмоциональных ассоциаций не будоражил. Хотя, уверен, уделив время и пофантазировав, найти музыкальную параллель доктору Эйве, конечно же, вполне возможно.

Михаил Моисеевич Ботвинник – тоже человек науки и тоже прагматик в жизни. Но его шахматный стиль выходит за рамки узкотехнических трафаретов и дает повод к художественному восприятию. Партии Ботвинника насыщены масштабностью замыслов. В них ощущается мощный интеллект творца, широкий арсенал используемых средств. Здесь моя импровизация покажется и вовсе субъективной, но первое, что пришло на ум, - это монументальные творения Рихарда Вагнера.

Зато с Василием Васильевичем Смысловым дело обстоит куда проще. Его гармоничный талант, кстати, охватывающий и шахматы, и музыку, лирическая романтичность, художественная простота идей вызывают в памяти чарующие звуки музыки Петра Ильича Чайковского. Не случайно в репертуаре баритона Смыслова романсы великого русского композитора занимают достойное место.

Гениальный Михаил Таль был многолик и в жизни, и в творчестве. Ему в равной степени по душе как веселое моцартианство, так и демонизм и виртуозность Николо Паганини. Порой, жертвуя на алтарь атаки фигуры, Таль, подобно великому скрипачу, достигал дьявольской выразительности, играя "на одной струне". Сам же Таль, как я где-то прочел, оценивал себя скромнее: "Перед вами Имре Кальман".

В Тигране Петросяне разобраться не просто. Он, быть может, единственный в истории чемпион, стиль и творчество которого остается нераскрытым. И если в период становления на подходе к Олимпу главным девизом Петросяна было: "Безопасность прежде всего", то в годы высших достижений в полной мере раскрылся и его художественный потенциал. На музыкальном языке это прозвучало бы в диапазоне от сдержанно скупых по выразительности, но безупречных по мастерству произведений Карла Черни до масштабных опусов композиторов-классиков.

Ясная, гармоничная логика игры Бориса Спасского сродни мелодике Фридерика Шопена. Та же пластичность замыслов, совершенство формы и эмоциональная взрывчатость фантазии. Порой пробивается, правда, и изысканная пикантность Клода Дебюсси.

Роберт Фишер – фигура масштабная, полифоническая, со сдержанным, но бурлящим в глубине натуры темпераментом, - эти свойства великого шахматиста я сполна испытал в трудных поединках нашего многострадального матча. А потому слышу в содержательных партиях одиннадцатого чемпиона могучую палитру музыки Ференца Листа – красочность и волевую неудержимость.

О творческой манере Анатолия Карпова, легкой по рисунку, но глубокой и современной по содержанию, можно сказать словами Жана Кокто: "Стиль – это простой способ говорить сложные вещи". Так создавал свои замечательные балеты Сергей Прокофьев, вторым "я" которого, по собственному признанию, были шахматы. Наслаждаясь партиями Карпова, можно погрузиться в волшебный мир "Золушки", "Ромео и Джульетты"… И наоборот, слушая прозрачное звучание этих шедевров, вспомнить творческие откровения двенадцатого чемпиона мира.

И наконец, о ярчайшем Гарри Каспарове, тринадцатом чемпионе мира. На нем и закрываю список, поскольку личностей подобного масштаба шахматный мир пока больше не подарил.

…Гарри Каспаров – символ динамичного, бурлящего века – отразил в шахматном творчестве и противоречивость своего времени, и стремительность разворачивающихся на глазах событий, и сложность возникающих глобальных проблем, и значимость новейших технических открытий. Каспаров – Шостакович в шахматах. И его творческий симфонизм сродни гениальным творениям величайшего композитора ХХ века." ***

Владимир Крамник, четырнадцатый чемпион мира, – шахматист огромной практической силы, припомнилось бабушке, не утвердился в сознании Марка Тайманова в масштабе великой исторической фигуры, а потому музыкальных ассоциаций не вызвал.

Примечания

**  О Мурке…

А при чем здесь «Мурка»-то?

Узнаешь здесь!

***  М.Тайманов. «Вспоминая самых-самых»

Книга "Вспоминая самых-самых" для ознакомления Здесь!

 
Семейное фото М.Тайманова – 85-летие!
С супругой и детьми
 
 
Всего одна диаграмма:
А.Карпов – М.Тайманов
Ленинград, 1977
 
 
 
1…Кg3 !!
 
 
 

 



Hosted by uCoz